Дом-храм

Продолжаем знакомить вас дорогие братья и сестры с книгой «На святом месте: Строчки из дневника», в одноименном разделе «На святом месте» опубликовано начало данного произведения.

Автор книги — Е.М. Егорова, председатель приходского совета и ктитор храма, построенного на малой родине священноисповедника — в селе Оленевка Пензенской области.

Дом-храм

И будет прежде нежели они воззовут,
Я отвечу, они еще будут говорить,
и Я уже услышу.
Ис. 65:24
 

3 января 2009 года Господь послал нам встречу с детьми из Москвы, из Марфо-Мариинской обители, которых мы сопровождали к святому Иоанну Оленевскому.

В тот день мы впервые встретились около кельи с учителями Р.М. и О.М. Они почему-то были грустные. Говорят, скучно жить, некуда сходить, никакого интереса ни к чему:

– Что воля, что неволя, – отшутились они.

Я тогда очень удивилась своим словам:

– Скоро весело будет, некогда будет скучать.

Почему вылетели такие слова? Откуда возьмется веселье, и почему им будет некогда скучать?

В суете жизни эти, смутившие меня, слова скоро забылись, но дела складывались так, что 7 апреля, на Благовещение, было уже первое собрание по поводу восстановления храма, и среди членов этого собрания были те учителя, которые с печальными, даже тоскливыми, глазами прогуливались около кельи Иоанна Оленевского.

Эта келья на улице Колончик была тем единственным местом в Оленевке, оставшемся от старца, которое привлекало православный народ, мятущийся в трудные минуты своей жизни и по привычке отцов и дедов притекавший к этому домику.

Надо сказать, что келья-то была в частных руках, к Церкви никакого отношения не имевших, но приезжавшие сюда люди этого не знали. И слава Богу!

Но вернемся к собранию. В тот день составляли список общины со старостой для подачи его архиерею для благословения. Но и несколько дней спустя списки были еще не готовы, и казалось, что медлим, но на самом деле уже много чего прояснилось.

Самые рьяные начинатели отказались (у нас, мол, свои дела есть). Мы, было, размечтались, что у нас будет настоятель-духовник, молитвенник, но и это только мечта.

Некоторые, проходя мимо нашего, вновь построенного дома (на месте пустыря), признавались, что им почему-то хотелось перекреститься. Уговаривали этот дом отдать под церковь. Потом только выяснилось, что до революции на этом месте была церковно-приходская школа, в которой учился Иван Калинин – будущий святой, чудотворец Оленевский.

В Великий Четверг списки были готовы. Благочинный благословил приезжать в субботу. В такой день!? Господи, помилуй!

В назначенный день он встретил нас так приветливо. Выслушал робкий, даже печальный рассказ учителей о том, что мощи увезли, келья в частных руках, родник потерян, засыпан по смерти старца, от храма остались одни развалины, надо бы восстановить. И вдруг неожиданный, хотя и желанный ответ: «Надо, надо, давно пора».

Как всё гладко прошло, просто чудо! А ведь боялись, что из школы с субботника не отпустят – отпустили; боялись, что не на чем добраться до города в такой короткий срок, на который их отпустили, а доехали на случайной легковой машине прямо до собора; боялись, что не примут, т.к. в храмах подготовка к Пасхе, а приняли. Нас будто ангелы сопровождали. Слава Богу за всё!

Было благословлено после Радоницы с прошением  к владыке Филарету (Карагодину), тогдашнему управляющему Пензенской и Кузнецкой епархией, на прием. О-о-о..! Сколько мы трудились: писали-переписывали это прошение. Каждому хотелось в него вложить свое пожелание:

 

Дорогой владыка!

         Обращаются к Вам верующие люди села Оленевки по случаю решения о восстановлении Введенского храма (духовной колыбели Иоанна Оленевского), в котором он около 80-ти лет молился о нас, грешных.

         Благословите, владыка, Христа ради, положить начало посильным трудам по восстановлению храма. Святой старец Иоанн родом из Оленевки, и один из приделов храма в Оленевке должен быть в его честь.

         Село наше большое, школа средняя, учителя почти все верующие. В школе ведется предмет «Основы православной культуры», но продолжения этому нет, нет церковной жизни.

         Еще кризис, безработица. Молодежь в панике, не имеет цели, нет стимула, моральных примеров в преодолении уныния в такое тяжелое время. Люди спиваются.

         Предки наши изгнали Бога из Оленевки, и поныне Его у нас нет. Мы переживаем время духовного голода.

         Помогите, владыка!

         Дайте надежду возродить веру, веру в завтрашний день, веру в жизнь будущего века, веру в Бога. Помогите нам вернуть Бога на некогда святое место.

         А еще просим Вашего благословения на то, чтоб окормлял наших Оленевских новоначальных христиан о. Сергий (Лоскутов).

         Мы невоцерковленные и немощные (в духовном смысле), поэтому желаем сильного, умного и любящего батюшку, чтобы защищал нас, слабых, от агитации со стороны захватчиков кельи, от раскола и ересей, чтобы через свое служение показывал нам простую дорогу к Богу.

                                      Верующие жители села Оленевка,

                                      чающие покаяния и исправления греховной жизни.

                                      Мы просим Вас услышать нашу мольбу.

 

…Наивные мы, наивные, ну кто будет читать такое длинное прошение? Было велено переписать и остался только (после Радоницы 2009 года) такой короткий текст:

Его Высокопреосвященству,

                                      Высокопреосвященнейшему Филарету,

                                      архиепископу Пензенскому и Кузнецкому, от

                                      православно верующих села Оленевка

                                      Пензенского района, Пензенской области

 

                                               Прошение:

         Просим Вашего благословения на восстановление храма Введения Богородицы в селе Оленевка Пензенского района, Пензенской области.

         В селе много больных и престарелых жителей, которые крайне нуждаются в молитвенном общении.

                                      Верующие жители села Оленевка,

                                      чающие покаяния и исправления греховной жизни.

 

И список из 50-ти имен, желающих восстановить Введенский храм.

Резолюцию Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Филарета мы получили с пожеланием найти и подготовить молитвенный дом для временного совершения богослужений. И опять наше восклицание: «Ах, наивные мы, наивные, не видели дороги, по которой придется пройти!». Как обрадовались-то мы тогда: думали, что найдем пока местечко для молитвы – и будет храм на святой земле. А кто построит-то? Этого мы не знали.

И начались скорби. Тогда мы это называли проблемами. Постепенно, по капельке, день за днем, наши «глаза открывались». Выяснилось, что храм должен строить приход или благотворители. Благодетелей не предвиделось, а прихожане… Даже из числа подписавшихся осталась половина. Что делать? Как строить? Где взять деньги?

Но всё-таки «малое стадо» крепилось, вносились различные предложения, одно нереальнее другого, но денег никто не жертвовал. Решили написать заметку в какую-нибудь газету, может, прочитав ее, откликнется чья-нибудь богобоязненная (богатая) душа.

В середине мая намечено было собраться в Оленевке и местным, и городским почитателям Иоанна Оленевского. Мне сначала было поручено написать черновичок, чтобы его отредактировать потом всем вместе. К этому времени мы уже впитали в себя столько информации, особенно из книги С.В. Зелёва о святом старце, что уже не терпелось поделиться этим с тем благотворителем, который будет строить храм. Заметку решили назвать:

 

«Время собирать камни»

         В 1917 году произошла катастрофа: большое общее горе постигло Святую Русь – прогремела революция. Беда пришла в каждый город, в каждое село. Не миновала она и нашу Оленевку.

         И в прежние времена не раз была разорена она (Оленевка), но ни Большой кубанский погром 1717 года, ни пугачевщина 1774 года так глубоко и безпощадно не разоряли это заветное местечко, как революция 1917 года.

         Она разорила не только село, сожгла не только избы, но опустошила, разворотила души наших дедов и прадедов. И уже не враг извне, а сами селяне разоряли свои самые лучшие и нужные строения: храмы, барские дома, кирпичные заводы, спиртозаводы, конезавод, мельницы, овчарню, пухопрядильную мастерскую, пчельни и т.д., коими прежде гордились и жили оленевцы.

         Конечно, не все селяне были разорителями, но это с их молчаливого согласия, те, «кто был никем, а стал всем», изгоняли из села всё самое лучшее и святое. Но самое главное, что люди, как обезумевшие, «изгоняли» Бога из своих душ.

         «Разбросали камни» – и не заставил себя долго ждать голод. Голод духовный и мерзость запустения, которая, что греха таить, и сегодня еще пребывает среди нас, заставляя душу унывать, тосковать по Богу.

         Настало время «собирать камни». Появилось жгучее желание у жителей Оленевки вновь обрести Бога. И начать «собирание» надо, естественно, с восстановления Введенского храма, колыбели Иоанна Оленевского, да и всех наших предков, где почти 80 лет молился о нас, грешных, святой старец, память о котором все эти годы теплилась в окаменелых сердцах. И вот только теперь возгорелось пламенное желание восстановить этот храм.

         В храме села Оленевка (ранее село называлось Введенское) в 1707 году был освящен престол в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. А еще раньше село называлось: Знаменское.

         А теперь один из престолов будущего, или, лучше сказать, возрожденного храма, должен быть освящен в честь Иоанна Оленевского.

         Только село сейчас бедное и маловерное, и самим селянам не воздвигнуть храм. Поэтому обращаемся ко всем любящим Бога и почитающим Иоанна Оленевского. Просим ваших святых молитв и посильной помощи. Это сокровенное место в Пензенской епархии, где возрастал в духе Иван Калинин, будущий святой угодник Божий. Он освятил своей молитвенной жизнью оленевскую землю.

         Потрудимся, Христа ради, братья и сестры, за молитвы святого старца на восстановлении храма, его родовой кельи и святого источника, о котором старец говорил: «Я родился – и родник родился». Иоанн Оленевский своим именем обязывает нас восстановить это святое место.

 

Вот такой был черновичок. Как радовалось сердце, предугадывая, что еще привнесут в этот текст оленевские члены собрания, т.е. учителя школы и городские гости. Пришел автобус, привез гостей из Пензы, а оленевцы… не пришли. Никто не пришел.

«Что такое, почему? Господи! Помоги, устрой молитвами Иоанна Оленевского, как надо!» – А скорбей-то сколько навалилось: и с мужем, и с детьми, и с внучатами, и с родными…

Правда, несколько дней спустя собрались учителя на крылечке нашего строящегося дома, который впоследствии стал храмом, т.е. молитвенным домом, побеседовали, прочитали «заметку», согласились с каждым словом, даже прослезились, но не добавили почему-то ни одного слова.

P.S.  Да будет воля Твоя, Господи!

Заметку нашу ни одна газета так и не напечатала.

Статья написана Редакция сайта

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели